Адвокатом через суд разблокированы налоговые накладные

Фабула дела

Обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО), был поставлен товар контрагентам, в связи с чем были составлены и поданы на регистрацию десять налоговых накладных. В дальнейшем по таким НН регистрация в Едином реестре налоговых накладных была заблокирована (остановлена), с одинаковым для всех формулировкой - «несоответствие объемов поставок объемам приобретения по товарам согласно УКТ ВЭД 9403» и налоговиками было предложено подать первичные бухгалтерские и финансовые документы вместе с объяснения по хозяйственным операциям, в отношении которых налоговые накладные были заблокированы.

Объяснения и первичные документы по данному поводу результатов не дали, и контролирующим органом были приняты противоправные решения об отказе в регистрации налоговых накладных.

Директор ООО обратился за помощью к налоговому адвокату нашей компании, специализирующейся на разблокировании налоговых накладных. Адвокатом был разработан механизм судебной защиты интересов клиента в судебном порядке.

В частности, после ознакомления с материалами, которые были предоставлены ООО, и после анализа судебной практики, адвокат установил что "налоговики", отказывая в регистрации налоговых накладных, допустили ряд системных нормативных нарушений, которые дают основания для признания действий Государственной фискальной службы Украина противоправными и отмене решений о блокировании налоговых накладных.

В связи с вышеизложенным, налоговым адвокатом были подготовлены материалы и изготовлен административный иск, который подан в Окружной административный суд г. Киев.

Во время судебных заседаний адвокатом было доказано и судом установлено, что действия фискалов об отказе в регистрации и дальнейшее блокирование налоговых накладных является противоправным, а решение комиссии ДФС Украины подлежат отмене. Мотивируя свое решение суд пришел к следующим выводам:

Основания для принятия Комиссией центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных принимается и направляется налогоплательщику в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и документов, представленных в соответствии с подпунктом 201.16.2 этого пункта.

Материалами дела подтверждено, что во исполнение требований пунктов 201.16.1- 201.16.2 статьи 201 НК Украины и предложениях, изложенных в квитанциях, истцом представлены документы, объяснения, которыми подтверждается реальность осуществления операций по остановленным налоговым накладным. Перечень предоставляемых документов соответствует исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Однако, ответчиком вопреки требованиям подпункта «в» пункта 201.16.1 статьи 201 НК Украины, не определен исчерпывающий перечень документов, предоставление которого дало бы истцу возможность в регистрации налоговой накладной.

Отказ в принятии к регистрации налоговой накладной по основаниям недостаточности документов для принятия решения возможна только при условии наличия исчерпывающего перечня таких документов (п.п. «в» п. 201.16.1 ст. 201 НК Украины).

При отказе в принятии к регистрации налоговой накладной со ссылкой на непредставление налогоплательщиком достаточных документов, Комиссия ДФС Украины, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговой накладной или отказ в такой регистрации, должна привести данные о документах, предоставление которых даст возможность принять налоговую накладную к регистрации.

Из обжалуемого решения установлено, что основанием для отказа в регистрации налоговых накладных является предоставление истцом копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия Комиссией ДФС Украины, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговой накладной или отказ в такой регистрации, решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки.

Ответчиком в оспариваемому решении не указано, какие именно документы составлены с нарушением законодательства, требования законодательства нарушено истцом при составлении документов и каких документов не хватает для принятия решения о регистрации налоговой накладной.

Ссылка на указанное основание в обоснование принятия решения об отказе, при отсутствии установленного законодательством исчерпывающего перечня документов и при условии ненаведении комиссией доказательств того, что представленные документы являются недостаточными или такими, которые в своей совокупности вызывают сомнение в достоверности предоставленной информации, свидетельствует о противоправности такого решения.

Суд также отмечает, что оспариваемые решения Комиссии ДФС Украины являются актами индивидуального действия.

Правовой акт индивидуального действия - изданный субъектом властных полномочий документ, принятый с целью реализации положений нормативно-правового акта (актов) по конкретной жизненной ситуации, не содержит общеобязательных правил поведения и касается прав и обязанностей четко определенного субъекта (субъектов), которому он адресован.

Общей чертой, которая отличает индивидуальные акты управления, является их выраженный правоприменительный характер.

Главной особенностью таких актов является их конкретность (предельная четкость), а именно: четкое формулирование конкретных юридических волеизъявлений субъектами административного права, выдают такие акты; решения с их помощью конкретных, а именно индивидуальных, дел или вопросов, возникающих в сфере государственного управления; четкая определенность адресата, конкретного лица или лиц; возникновения конкретных административно-правовых отношений, обусловленных этими актами; четкое соответствие такого акта нормам действующего законодательства.

Вместе с тем, оспариваемые по данному делу решения не соответствуют критериям четкости и понятности акта индивидуального действия и порождают их неоднозначную трактовку, что, в свою очередь, влияет на возможность реализации права или исполнения обязанности истца выполнить юридическое волеизъявление субъекта властных полномочий.

Согласно части второй статьи 77 КАС Украины, в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ДФС Украины не доказано правомерности и обоснованности оспариваемых решений, соответствия их требованиям части второй статьи 2 КАС Украины, в связи с чем имеются основания для признания решений Комиссии ДФС Украины, которая принимает решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговой накладной или отказ в такой регистрации противоправным и отмене.

Отдельно по исковым требованиям об обязательстве зарегистрировать налоговые накладные, суд отмечает следующее.

Из положений частей третьей - четвертой 245 КАС Украины следует, что в случае отмены нормативно-правового или индивидуального акта суд может обязать субъекта властных полномочий совершить необходимые действия с целью восстановления прав, свобод или интересов истца, для защиты которых он обратился к суда.

Таким образом, было доказано, что действия Государственной фискальной службы Украины направлены на блокирование налоговых накладных, а также принятые решения об отказе в регистрации НН - являются противоправными и подлежат отмене, а налоговые накладные подлежат регистрации, о чем судом в своем решении обязал ответчика зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных - с момента их фактического поступления на регистрацию.

Ниже приводим полный текст решения