Блокировка налоговых накладных – изменения в Налоговый кодекс от Министерство финансов Украины

Блокировка налоговых накладныхБлокировка налоговых накладных, которая на полую заработала с 01 июля 2017 года, стала настоящей головной болью для бизнеса в Украине.  Изначально механизм автоматической блокировки налоговых накладных был задуман как эффективный механизм борьбы со «схемами», что существуют для уклонения от уплаты налогов, или уменьшения обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, например: «пересортица» - продажа иного, отличного товара от того, что был приобретён; «скрутка» - использование (повторное использование) документов, дающих право на налоговый кредит, без фактической реализации товара, либо иные фиктивные операции.

Механизм автоматической блокировки налоговых накладных был введён на основании изменений в Налоговый кодекс Украины, согласно Закона Украины № 1797 от 21.12.2016 г. статья 201 кодекса была дополнена пунктом 201.16.  

Как работает блокировка налоговых накладных

Для полной картины коротко опишем механизм блокировки накладных:

 - регистрация налоговой накладной и/или расчета корректировки в Реестре может быть приостановлена, в случае если такая подпадает под критерии оценки степени рисков. Такие критерии устанавливает Кабинет Министров Украины.

- в случае приостановки регистрации налоговой накладной плательщик налога получает электронную квитанцию в которой содержится информация о том, какая накладная не зарегистрирована и по какой причине;

- в квитанции также содержится пропозиция предоставить объяснения и документы, подтверждающие законность формирования налогового кредита и необходимость контролирующим органом разблокировать налоговую накладную;

- в дальнейшем плетельщик налогов имеет право подать соответствующие объяснения и документальными подтверждениями на протяжении 365 дней;

- уполномоченная комиссия обязана на протяжении 5 дней принять решение о регистрации такой накладной либо в отказе в регистрации и отправить соответствующее решение налогоплательщику.

Сейчас для бизнеса сложилась «патовая» ситуация, когда налоговая накладная заблокирована, объяснения и документы поданы, а решение об регистрации или отказе в регистрации накладных не принимается на протяжении 5 дней. Более того, такое решения не принимается неделями, что создает существенные проблемы для предприятий.

«Вся ситуация усложняется и тем, что действия налоговиков невозможно обжаловать в судебном порядке, поскольку фактически решение не принято. А нет решения, то нечего и обжаловать. Такая неразбериха выгодна только «фискалам», но никак не предпринимателям», - считает налоговый адвокат, руководитель юридической компании Дмитрий Крепель. «Ведь изначально, в изменениях в Налоговый кодекс закладывался принцип правомерности действий налогоплательщика, то есть, в случае блокирования накладной и не согласием налогоплательщика с таким положением дел, у налоговой есть пять дней для принятия решение. Если этот срок пропущен, такая накладная автоматически регистрируется. Почему-то этот вариант в финальной версии законопроекта, что был проголосован Верховной Радой, был исключен» - поясняет специалист по налоговым вопросам, адвокат Дмитрий Крепель.  

Теперь Минфин в своем разработанном законопроекте хочет изменить существующую ошибку, что очень дорого обходится плательщикам налогов. Предлагается вернуть разумный подход к проблеме, ведь «нерасторопность» ГФС не должна быть проблемой для бизнеса. Так, Законопроект от Министерства финансов Украины предлагает установить четкий критерий рассмотрения объяснений и предоставленных документов. Для принятия решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной у фискальной службы будет 5 дней, и в случае пропуска этого срока, такая накладная будет регистрироваться автоматически.

Что ж, остается только наедятся, что этот законопроект будет принят в ближайшее время.